Ткачество – одно из древнейших ремесел вологодских мастериц. Во многих видах узорного тканья были искусны наши рукодельницы. Но особое развитие получило ткачество половиков. В каждой избе местных жителей пол был украшен радужными изделиями. Ведь с половиками и в избе теплее и уютнее.
Исследователи отмечают, что на рубеже XIX-XX веков половики были не повседневным, а праздничным украшением интерьера русской избы. Они были признаком достатка семьи. Для создания половиков выбиралась теплая гамма цветов, их чередование было свободным, но мастерицы всегда соблюдали равновесие темных и светлых поперечных полос. 
Искусностью отличались мастерицы Вожегодского района. Здесь первые упоминания жителей об этом виде ткачества относится к началу XX века. Изначально здесь были самотканые изделия на основе льна. Красили ткани сажей, железом, использовали корье ивы и ольхи. Разные узоры использовали рукодельницы для создания радужных изделий. Самые старые состоят из однотонных или контрастных симметричных полос, разделенных «разлучками». Оттачивая мастерство, мастерицы усложнили узоры, так появились елочка, ромб, бабочка, краб и прочие. 
Использовали половики и в качестве одеяла. Для их создания мастерицы из Явенгского поселения изготавливали «петушки», для которых использовались небольшие отрезки ткани, затканные на основе. Их сшивали и полученным изделием накрывались во время сна. Оно называлось «меледа». Спать под ней было не жарко. Когда одеяло изнашивалось, его клали на пол.
Повсеместно занимались рукоделием женщины и девушки. Осенью и зимой искусницы пряли лен, а к весне в доме устанавливали ткацкий станок. К работам приступали с марта, когда день становился длиннее. Для работы использовали каждую свободную минуту. На изготовление половиков шли старые вещи, которые разрезали на длинные полоски. 
В Кириллове половики называли дорожками. Местные мастерицы создавали их, чередуя широкие полосы и узкие «ростыки», а в 1970-1980-е годы рукодельницы усложнили рисунки, освоив технику закладного ткачества. Контрастные ромбы, «жуковины», горошины, зигзагообразные орнаменты стали появляться на широких полосах изделий. В творчестве отдельных мастериц появились произведения, которые уже трудно назвать половиками. 
Одной из самых известных мастериц Вологодчины стала Евдокия Васильевна Панова. Рукодельница  родом из Чебсарского района (сейчас – Шекснинского). Ее работы с 1980-х годов демонстрировались на выставках за границей. Ими восхищались жители Англии, Финляндии, Франции, Индии, ну и конечно родной Вологодской области. Евдокия Васильевна ткала настоящие картины, дополняя их вышивкой, аппликацией Большая часть ее работ осталась на Вологодчине. Несколько панно  были переданы художницей музеям в Суздале и Санкт-Петербурге. Часть произведений находится в частных собраниях в России и за рубежом.
Работы Евдокии Васильевны Пановой.
Однако и сейчас этот вид народного искусства не исчез. Интерес к нему наоборот возрастает. А мастерицы передают свои знания, проводя всевозможные мастер-классы. Обучают мастерству вологжан и в центрах традиционной народной культуры и центрах (домах) ремесел Вологодской области. Так, например, в мастерской ткачества Центра традиционной народной культуры Вологды ребята учатся ткать на настоящих станках. Все они привезены из экспедиций из Междуреченского, Вашкинского и Усть-Кубинского районов. Есть в мастерской и современные станки, они сделаны из ровных тонких брусочков и выглядят менее основательными и крепкими, по сравнению со старинными, у которых кросельницы (дуги, держащие станок) сделаны из цельного елового корня. С XIX века они стоят целые и невредимые. На кроснах (так называли станки наши предки) ткут простое полотно, пестрядь, ткани с различными узорами и, конечно, половики. Педагоги центра посещали этнографические экспедиции и собирали мастерство по крупицам. Теперь эти знания они передают ученикам, чтобы на Вологодчине появилось больше мастериц, умеющих заправлять стан и ткать.
Вологодский областной детско-юношеский центр традиционной народной культуры
В наши дни тканые половики можно встретить уже не только в старой избе в отдаленном поселении области, но и в городе. Например, на различных выставках и фестивалях, а даже в некоторых заведениях общепита. Половик снова вернулся в наш дом в качестве красивого, стильного, создающего уют и тепло предмета — символа нашей культурной традиции. Сообщает ИА «СеверИнфо».
Проект «От истоков к современности» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области.