Масленица – поистине один из самых ярких и народных праздников. При упоминании этого праздника перед глазами встают картины шумных гуляний, сжигания чучела и, конечно же, вспоминаются блины. В этом году Масленицу отмечают с 8 по 14 марта. Но что это за праздник и почему он отмечается так широко?
Прощай, зима
История Масленицы уходит в глубокую древность и имеет языческие корни. В феврале-марте славяне отмечали окончание зимы, встречали весну и чествовали бога плодородия и скотоводства Волоса или, как его еще называют, Велеса, чтобы тот обеспечил урожайный и сытный год. Большинство традиций как раз и были направлены на то, чтобы передать силу от людей земле. Возможно, именно поэтому гуляния были такими шумными, а люди отдавались им всей душой.
С принятием христианства смысл праздника немного поменялся. Получив еще одно название – сырная неделя – Масленица стала предшественницей Великого поста, поэтому для христиан она стала возможностью вдоволь наесться и повеселиться перед этим событием. Хотя уже в Масленичную неделю есть мясо было не принято, зато молочные блюда, а значит, и блины запрет обошел стороной. В вологодских деревнях в последнее воскресенье перед Масленицей тесть по традиции звал зятя «доедать мясо», поэтому этот день получил название «мясное воскресенье».
Народные гуляния проходили в течение семи дней: устраивались катания с горок и на лошадях, кулачные бои, сжигание чучела Масленицы, уличные пляски и т.п. Цель одна – распрощаться с зимой и разбудить природу от снежного сна. В центре многих обрядов и традиций стояли молодожены, у одиноких же появлялась возможность найти себе пару.

Каждый день Масленицы имеет свой смысл и название. Понедельник – встреча. С этого дня начинали печь блины. Причем у каждой хозяйки рецепт был свой, и хранился он в тайне. В понедельник люди встречали Масленицу, делали чучело в женской одежде и, прокатив его по улицам, оставляли на самом высоком месте.
Вторник – заигрыши. В этот день катались с горок, а молодежь приглядывалась друг к другу, высматривая жениха или невесту.
Среда – лакомка. Тещи звали своих зятьев на блины, приглашались и другие родственники.
Четверг – разгул, широкий четверток. Пожалуй, самый шумный день, когда на улицах катались на санях, запряженных лошадьми, ходили на ледяные горки, устраивали кулачные бои.
Пятница – тещины вечерки. А в этот день уже сами тещи шли в гости к зятьям, причем последние должны были накануне лично их пригласить.
Суббота – золовкины посиделки. Невестка приглашала в гости родственников мужа и угощала их блинами.
Воскресенье – кульминация Масленицы, ее проводы. День еще называют Прощеным воскресеньем. Родные и близкие просили прощенья друг у друга, оставляли все обиды позади. Для христиан Прощеное воскресенье – возможность в преддверии Великого поста очиститься от всего греховного. Прощения просили и у усопших, ходили на кладбище, а на могилы обязательно клали блины. Люди верили, что умершие связаны с землей, поэтому могли повлиять на урожайность. Итогом дня становилось торжественное сжигание чучела Масленицы. Пепел от него было принято рассеивать в поле, чтобы посевы выросли хорошими и крепкими.
На протяжении всех семи дней ели блины – во славу весны и плодородия. Блюдо стало неизменным и важнейшим атрибутом праздника. У людей блины ассоциировались с солнцем, но некоторые исследователи считают, что лакомство не имеет ничего общего с этим символом, а было лишь обрядовой едой для поминания усопших.
Гуляния по-вологодски
На Вологодской земле умели развлекаться и делали это с размахом. Масленичная неделя – время, когда люди от мала до велика предавались зимним забавам.

Особо любили кататься на санях. При этом старались украсить экипажи как можно богаче и ярче. В Кадниковском уезде, например, лошадей обвешивали бубенчиками и лентами. В раскрашенных санях катались два парня и две девицы. Один молодой человек был ямщиком, другой играл на гармонике, а девушки ему подпевали. Часто экипажи выстраивались в караван по 10-15 лошадей.
В поселке Чебсара парни приглашали покататься на санях понравившихся девушек. Но некоторые использовали традицию, чтобы отомстить изменницам. Например, в Кирилловском районе молодые люди могли увезти девушку в лес да там и оставить, чтобы она пешком добиралась обратно. Попасть в такую ситуацию считалось настоящим позором, поэтому в сани садились только к тем, кому доверяли.
На лошадях катались по кругу или же вдоль деревни, а иногда и вовсе устраивали скачки, как например, на озере у села Ферапонтово. Такое мероприятие собирало жителей всех окрестных деревень. Самые грандиозные катания устраивались в торговых селах, где бывало до 800 лошадей. 
Еще одно излюбленное развлечение на Вологодчине – обычай бобра катать. Это шуточный способ чествования молодоженов. В сани вместо лошадей впрягались люди, которые катали новобрачных, причем зачастую без согласия последних. Пару могли поймать на улице или вытащить из дома, провезти по всей деревне, по пути сбросив в сугроб, и вернуть обратно. Кое-где сани спускались с горок. За поездку молодые должны были расплатиться вином. В Великоустюгском районе, если платить отказывались, могли и не довезти обратно к дому. Тогда паре самим приходилось тащить сани, что тоже считалось позором. 
В Коштугской волости (нынешний Вытегорский район) катания устраивались в Прощеное воскресенье. Молодых приглашали прокатиться на санях, причем сначала сажали мужчину. Стоило тому занять место, как его окружали женщины, не пропуская молодую жену. Сыпались шутки, мол, раз муж один сидит, значит, жена сбежала и можно занять ее место. За девушку вступались мужики, благодаря которым пара все-таки усаживалась в сани. Но новая незадача: экипаж не трогался с места. Толпа начинала показательно разбираться в чем дело, специально только больше мешая лошади. Саням не позволяли ехать, пока пара не поцелуется. Такая возня могла продолжаться до получаса. Молодые, прокатившись по деревне, возвращались к месту и благодарили за поездку.
Если в деревнях не было естественной горы, ее создавали вручную. Устройство деревянных горок, или катушек, начиналось за неделю до Масленицы. Катушка представляла собой сруб, выложенный сверху настилом. С одной его стороны делали лестницу, с другой – скат, на который прибивали поперечные доски и заливали их водой. Горкой могла послужить и дорога, идущая под уклон. Иногда в праздники ее раскатывали до такой степени, что потом ехать по ней было просто невозможно. 

Катались с горок на шкурах животных, охапках соломы или соломенных ковриках. Использовались и корежки – своеобразные примитивные сани, сделанные из заостренной доски с плоским дном, по бокам которой прикреплялись две палки-ручки.
В северо-западных районах области любили сыграть в мяч – аналог футбола или регби, только правил там практически не было. На ровном месте, часто на реке, друг против друга выходило две толпы до 30 человек в каждой. Намечались места, куда нужно загнать мяч, и начиналась игра. Чтобы помешать соперникам, в ход шла грубая сила, и зачастую игра заканчивалась кулачными боями, ведь проиграть партию считалось большим унижением.
В последний день Масленичной недели сжигали чучело Масленицы. Проводы обязательно сопровождались гуляниями, плясками и хороводами. Причем часто на костер несли и старые вещи: считалось хорошей приметой избавиться от всего ненужного. В Череповецком и некоторых других районах специально ходили по дворам и просили отдать что-нибудь старое на проводы Масленицы.

Главное чучело часто делали из дегтярной бочки, обмотанной соломой или старыми тряпками. Или же просто брали шест и обвязывали его горючими материалами. Сжечь Масленицу означало очиститься, оставить все плохое позади. В некоторых уголках Вологодчины хорошей приметой были прыжки через прогоревший костер, мол, чтобы следующая Масленица тоже прошла удачно. 
Еще одной традицией было сожжение саней вместе с чучелом. Причем в некоторых селах участники обряда санки попросту воровали, поэтому хозяева заранее их прятали.
Хорошей приметой считалось высокое пламя костра, на котором сгорала Масленица. Это означало, что можно ждать урожайный год.
Возвращаясь к настоящему
В области массовые гуляния на Масленицу устраиваются ежегодно, но этот год, похоже, станет исключением. В связи с ограничительными мерами из-за распространения коронавирусной инфекции, а также продления режима повышенной готовности до 31 марта о широком празднике придется забыть.
Но полностью заброшенной Масленица не окажется. Различные мероприятия точно пройдут в музейных комплексах области. В Вологде в последний день Масленицы планируют провести ярмарку. 14 марта, если позволит эпидобстановка, на Кремлевской площади торговля развернется с 10.00 до 16.00.
Архитектурно-этнографический музей «Семенково», что под Вологдой, отказался от празднования Масленицы в этом году. Комплекс будет работать в обычном режиме. Праздничная программа здесь подготовлена, правда, только для школьников. С 1 по 12 марта группы учащихся смогут поучаствовать в интерактивной программе «Как Масленицу встретишь, так год и проведешь». Ребят ждет катание с горок, кулачные бои, изготовление чучела Масленицы и многое другое.

Центр народных промыслов и ремесел «Резной палисад» в Вологде с 9 по 13 марта зовет на масленичные забавы, а 14 марта – на ярмарку, чай и мастер классы.
В усадьбе Брянчаниновых в Грязовецком районе зиму будут провожать 13 и 14 марта. Для детей и взрослых любого возраста подготовлены хороводы, масленичные забавы, мастер-классы и фотозоны. А в усадьбе Спасское-Куркино в Вологодском районе 13 марта можно будет поучаствовать в боях мешками, перетягивании каната, а также попить чай из самовара.
Стоит учесть, что практически на все мероприятия нужна предварительная запись, ведь количество мест в группах ограничено. Сообщает ИА «СеверИнфо».
Проект «От истоков к современности» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области.